Хорошенько наигравшись с кистями, каждый увлеченный новичок в моделизме перейдет к более продвинутому уровню – покупке аэрографа. Но какой аэрограф лучше выбрать для моделизма? Ведь их так много и многие экземпляры стоят недешево. В этой статье я постараюсь рассказать все об аэрографах для моделизма.
Отличия аэрографов для моделизма
Когда я впервые зашел в магазин и купил себе первый аэрограф, я столкнулся с огромным количеством их типов, а также ценами и комплектациями. К счастью, практически наугад, я тогда сделал правильный выбор, но теперь обзавелся некоторыми знаниями и готов с вами ими поделиться. Прежде всего, аэрографы различают по трем основным параметрам:
- Способ приготовления смеси.
- Принцип действия.
- Расположение бачка.
- Диаметр сопла.
Вначале мы пробежимся по каждому типу, а затем я расскажу, в чью пользу я сделал выбор. В будущем эта информация поможет вам, когда придет время расширять набор своего инструмента.
Способ приготовления смеси
Такие аэрографы подразделяются на два типа. К первому относится версия со внешним образованием смеси краски и воздуха. Это означает, что краска вместе со струей воздуха смешиваются за соплом. Такой аэрограф годится для покраски больших площадей, так как в нем отсутствует регулировка подачи количества краски. Мне лишь однажды довелось приобрести такой аэрограф, но я так и не смог проверить его в деле, так как отсутствовал подходящий переходник для моего компрессора.

Второй вариант – более универсальный. Образование смеси и краски происходит уже внутри аэрографа до сопла. Плюсов у него намного больше, так как есть возможность точно дозировать краску и позволяет окрашивать, как небольшие участки, так и крупные площади. Стоит, естественно, дороже, чем первый вариант, но на прилавках магазинов его можно встретить уже в комплекте с компрессором и шлангом. Очень удобно!
Принцип действия
Здесь подразумевается способ управления подачей воздуха и краски. Подразделяются они на два основных типа:
- Одинарного действия. Кнопка управляет одновременно и подачей краски и подачей воздуха. При нажатии, смесь сразу вырывается из сопла. Из плюсов – простая конструкция, небольшие размеры и удобно держать в руке. А вот минусы – трудно делать плавный переход, так как краска либо вырывается мощной струей, либо нет. Придется обзавестись арсеналом специальных масок, чтобы обойти этот недостаток.
- Двойного действия. Подача воздуха и подача краски осуществляется отдельно одной кнопкой. Чтобы подать воздух, нужно на кнопку нажать, а вот чтобы из сопла начала вырываться краска – необходимо эту кнопку, как рычаг, сдвигать назад. Из плюсов – освоив такой аэрограф, вы станете действительно хорошим моделистом. Минусы не так существенны – нужно привыкать и много упражняться, чтобы научиться им правильно пользоваться.
Расположение бачка
Вот здесь уже начинаются интересные отличия. Более наглядно это указано на фотографии ниже:

Боковая и верхняя подача – мало, чем отличаются и бачок у них может быть, как съемным, так и несъемным. Главный плюс – это компактность и удобство хранения. Однако во время покраски, если нужно прерваться, то понадобится специальное приспособление, чтобы его зафиксировать. Поставить или положить на стол без последствий не получится – может вытечь краска из бачка.
Самыми удобными принято считать аэрографы с нижним расположением бачка. Во-первых – это удобно, когда перед моделистом стоит большой объем задач. Намешал себе разных красок в разные баночки и меняй их как магазины в пистолете. Самое главное – промывать аэрограф между такими сменами. Во-вторых, бачки таких аэрографов, как правило, больше. Удобно для большого объема работ.
Диаметр сопла аэрографа
Аэрографы по диаметру сопла принято делить на следующие разновидности:
- 0,15-0,20 мм. Таким можно рисовать тонкие линии или красить мелкие детали. Идеально годится для масштабов 1/43 и 1/72. Но вот красить большую модель будет долго и муторно.
- 0,30-0,35 мм. Это универсальный диаметр. Таким, кстати, пользуюсь и я. Годится, как для работы по большой площади, так и для небольших моделей.
- 0,70-0,80 мм. А вот этим аэрографом я бы окрашивал модели 1/16 или даже 1/8. Для маленьких моделей не годится – получится слишком крупная шагрень. Из плюсов можно назвать его всеядность к краскам. Забить такое сопло – нужно постараться.
Выбор компрессора
Самые дешевые модели аэрографов продаются в комплекте с компрессорами, которые не имеют ресивера. Как только вы начинаете окраску, он работает постоянно, отпускаете кнопку – он отключается. Для начинающего моделиста вполне годится, если бюджет не позволяет взять дорогущий агрегат, но есть у него один недостаток – это перепад давления. На старте давление может быть слишком большим и краска может прыснуть неприятными каплями, что быстро испортит всю вашу работу. Если начинать окраску за моделью, то этот недостаток можно компенсировать. Я сам использую такой компрессор, для моих задач его вполне хватает, но в будущем, определенно, возьму агрегат с ресивером.

Компрессоры с ресивером лишены недостатков, которыми грешат их более дешевые собратья. Но самый главный его плюс – это регулятор давления. В зависимости от решаемых задач, данный параметр нужно уменьшать или увеличивать в диапазоне от 0,2 до 4 атмосфер. Из недостатков тут только высокая цена.
Ну вот, пожалуй и все. Что касается моего аэрографа – это обычный JAS за 2 тыс рублей. Верхний бачок с внутренним образованием смеси. Диаметр сопла у меня 0,30-0,35 мм. Им я окрашивал модели 1/72, 1/43, 1/35 и 1/24. Со своими задачами справляется отлично.
Теперь вы знаете все про аэрограф: какой выбрать и какой компрессор к нему лучше. Если статья была для вас полезной, можете подписаться на мой телеграмм канал или группу вконтакте. Так вы не пропустите новые публикации.